Жукова Зинаида Ивановна из деревни Новая получила похоронку на мужа в первые годы войны. Даже не похоронку, а страшное извещение, пугавшее своей неопределенностью – пропал без вести. И все же надежда в сердце не умирала. Всю жизнь женщина много и тяжело работала. Сумела одна поднять пятерых детей. И несмотря ни на что продолжала ждать своего солдата. Всю жизнь Зинаида Ивановна искала глазами вдали знакомый силуэт. Но муж так и не пришел.
Сколько женщин в годы Великой Отечественной войны остались вдовами – не сосчитать. С какой надеждой они ждали почтальона, чтобы получить весточку с фронта, и какой страх стоял у них в глазах, когда вместо письма от мужа приходила похоронка… Еще страшнее было получить извещение «пропал без вести», когда солдат не числился ни среди живых, ни среди мертвых. Не зарубцевались и раны сирот, многие из которых до сих пор не могут поклониться праху отца.
Жукова Зинаида Ивановна разделила судьбу тех женщин, которым так и не удалось узнать, где захоронены их мужья. Родилась она в 1915 году в деревне Ракита. Там прошли ее детство и юность. Повстречав своего суженого Ивана, Зина переехала жить к нему в деревню Новая. Молодые супруги много работали, держали свое подворье. В семье появились дети, и родители обеспечивали их всем необходимым. Жуковы поддерживали между собой теплые отношения, заботились друг о друге.
В июне 1941 года в один миг все изменилось. Мирная жизнь закончилась. Начались проводы мужчин на фронт. Мужа Зинаиды Ивановны, Ивана Федоровича, призвали сразу же. Женщина осталась одна, беременная, без кормильца и с четырьмя детьми. Старшей дочери Жуковых Зое исполнилось восемь лет, Лиде – шесть, Вове – пять и Коленьке было чуть больше года. В 1942 году родилась еще одна девочка. Вскоре Зинаида Ивановна получила от мужа письмо: «Знаю, что родилась девочка, а какое имя ей дали – не знаю». Сколько радости было у женщины! Раз пришла весточка, значит, муж жив, есть надежда, что вернется. Затем каждый день с замиранием сердца ждала она других писем, но вместо них пришла похоронка. Сердце наполнилось болью. Больше никогда не увидит она своего Ивана, а дети – отца. Но плачь – не плачь, а жизнь не остановилась, надо было растить и кормить детей.
Иван Федорович так и не узнал, что новорожденной дочке дали имя Александра. Именно она поведала нам при встрече о жизни своей мамы и судьбе отца (на снимке).
«Мы рано познали, что такое голод, холод и тяжелый труд», – вспоминает Александра Ивановна Шальнова.
Зинаиду Ивановну дети дома видели редко. Она приходила с работы поздно, а уходила рано. В основном женщина трудилась на овчарне, где содержались овцы. Их Зинаида Ивановна кормила и поила, убирала навоз. Летом, когда скот выгоняли на пастбище, женщина по разнарядке бригадира шла работать в поле – пахала, сеяла, вручную убирала урожай. За младшими детьми следили старшие. Маленькая Шура полностью была предоставлена братьям и сестрам.
Валентина Кулакова
Фото автора
Материал печатается с сокращением. Полную версию читайте в №2 газеты «Победа» от 15.01.2021г.