«Информационный центр Княгинино» 12+

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77 – 76330 от 19 июля 2019 года

Курсом, не отмеченным на карте

Более шестидесяти машин АО «Княгининское молоко» каждый день доставляют молочную продукцию потребителям. Молоко, масло, кефир, ряженка с брендом «Княгинино»  входят в число лучших в России.

Родом из Княгинина

   Производственная переработка молока  в  Княгинине берет свое начало в  послевоенный период – в 1947 году. Именно тогда в Княгинино  доставляется оборудование для нового молочного завода. Началось освоение новых производственных процессов и налаживание организации целой цепочки по транспортировке молочного сырья и готовой продукции. Завод стал выпускать сухое молоко, высокое качество которого было признано на государственном уровне, поэтому значительная его часть экспортировалась во многие страны мира.

В 1975 году назрела необходимость большой реконструкции производства. Остро встал вопрос, где быть молочному заводу. Поступали предложения перенести его в Сергач, где проходит железная дорога, которая способствовала бы уменьшению транспортных расходов на снабжение производства, а самое главное – на поставку готовой продукции покупателю. Княгининцев сценарий с переносом завода не устраивал. Их доводы о наработанном опыте и приобретенных практических знаниях, а также настойчивость и желание оставить молочное производство в своем поселке, превозобладали. Немалый вклад в это внес Мамотенко Виктор Иванович, работающий на тот момент директором Княгининского молочно-консервного комбината.  Началась реконструкция. Провели монтаж выпарных станций, сушильных установок, привезенных из ГДР. Со всей страны сюда ехали специалисты. На производстве рождались целые династии, многие княгининцы считали завод своим вторым домом.

На всех – одно дело

В 1988 году директором предприятия стал Валерий Павлович Волков. Все свое время он посвятил работе, и даже после трудового дня, уже дома, мысли и разговоры были о предприятии, о коллективе, о положении перерабатывающей отрасли в экономике страны. Вся семья косвенно была причастна к производству. Поэтому зароненное когда-то зерно начало прорастать в лице сыновей Сергея и Павла. При этом родители считали, что самостоятельность в выборе жизненного пути у сыновей должна оставаться всегда. Это родительское доверие и ответственность за самостоятельно принятые решения помогали  и помогают братьям делать свой выбор и отвечать за него.

Свой трудовой путь на производстве начинали они в начале 90-х годов. Работали без каких-либо скидок на то, что отец – директор.      

Павел Валерьевич, получивший специальность инженера-теплоэнергетика, имел большое желание на практике разобраться с устройством и принципами работы всех промышленных установок на производстве, ответить на вопрос: «Почему заводская труба дымит так, что в деревне Драчиха, расположенной в семи километрах от Княгинина, вывешенное  сушиться белье становится  серым?» В течение трудовой деятельности решен  был не только вопрос с заводской трубой, но и вопрос с вторичным применением использованного пара, дающим существенную экономию энергоресурсов, вопрос с водой, достаточно большой объем которой необходим для работы технического оборудования, и вопрос с собственными очистными сооружениями, которых на заводе до тех пор не было. Трудностей хватало во все времена, но Павлу Валерьевичу по-настоящему нравится эта работа, которая каждый день подкидывает  технические головоломки и требует на них ответа. 

Удержаться на плаву

Социалистический строй вел плановую экономику, и решение большей части производственных задач государство брало на себя. В начале   90-х  началась ломка  всего  государственного строя. «Союзконсервмолоко», куда входило 26 молокоперерабатывающих предприятий, в том числе и Княгининское, распался. Система плановой экономики, когда для каждого предприятия было расписано сколько и какой продукции ему предстоит произвести, где и по каким ценам ее реализовать, разрушилась, как карточный домик, связи оборвались, каждая организация осталась предоставлена сама себе.  Так большое предприятие  со сработавшимся  коллективом  враз потеряло заказы, поставщиков и потребителей,  а самое главное – никто не знал, что готовит день завтрашний.  Вот когда  на плечи руководства легла особая ответственность за людей. Авторитет директора и выстраиваемая им политика  позволили предприятию  держаться на плаву.

Главными проблемами на тот момент оказались дефицит сырья и поиск рынка сбыта  готовой продукции. В то время с конвейера  предприятия сходило  около четырех тысяч тонн сухого молока  и тысяча тонн сливочного масла в год. Но в хаотично складывающихся  рыночных отношениях никакую продукцию нигде не ждали.  И если по  решению вопросов с производством  молока и масла на заводе опыт имели, то с вопросами реализации  продукции, и уж тем более с получением за нее живых денег, в новых экономических условиях предстояло разобраться.  Стали искать потенциальных потребителей, поднимать старые связи, узнавать, на каких предприятиях востребовано сухое молоко. Вышли на кондитерскую отрасль, на московских производителей, в частности – на фабрики «Бабаевская» и Штольверк (выпускающие на тот момент продукцию под брендом  Alpen Gold). Словом, использовали любую возможность по сбыту готовой продукции.  Однако связи были настолько неустойчивы, что говорить о перспективных  долгосрочных  партнерских отношениях даже не приходилось.  И все же работа продолжалась по всем направлениям.  Предприятие  функционировало – и это было главным  на тот тяжелый переходный период. За эти годы название предприятия менялось, неизменной оставалась суть. 

Расширение ассортимента

Время диктовало новые условия. Стало понятно, что  одного сухого молока и сливочного масла явно недостаточно  для развития предприятия. Начали расширять ассортимент продукции. Был налажен выпуск цельномолочной продукции и установлено новое упаковочное оборудование Finnpack. Этот шаг дал толчок для отработки рецептуры приготовления кефира, ряженки, «снежка» и сметаны – продукции, вкусовые качества которой до сих пор держатся на уровне, находятся в рамках высоких стандартов качества. Научились правильно организовывать работу  на этапе транспортировки и реализации цельномолочной продукции. Впоследствии, во время большой реконструкции, все это помогло экономически удержаться предприятию на плаву, обеспечивая денежный приток, который позволил сохранить уровень заработной платы, удержать и нарастить коллектив для дальнейшего расширения производства.  Параллельно  предприятие увеличивало базу поставщиков сырья  и рынки сбыта  молочной продукции. Рождались новые управленческие решения. Волковы-младшие  стали отцу настоящей опорой. К молодости прибавлялся опыт  и трезвая  оценка ситуации в целом. 

Светлана Данилова

Материал печатается с сокращением. Полную версию читайте в №48 от 27.11.2020 г.  газеты «Победа»