Зарубежные и восточные компании приостанавливают работу на российском рынке, растёт пакет санкций, которые уже называют беспрецедентными. Ограничения не обошли стороной и нижегородские предприятия. Но так ли страшно то, что происходит? Многие эксперты уверены, что санкции станут новым мощным толчком развития нашей страны.
В режиме ожидания
Немецкий автоконцерн Volkswagen объявил о прекращении производства автомобилей в России. На горьковском автозаводе в Нижнем Новгороде была организована контрактная сбора автомобилей Volkswagen и Skoda. Соглашение о выпуске машин действовало до 2025 года, но будет ли оно выполнено — сейчас большой вопрос. До 8 апреля площадку на ГАЗе по сборке иномарок перевели в режим простоя.
В санкционный список США также попали авиазавод «Сокол» и завод «Красное Сормово». Но, во-первых, нижегородские заводы далеко не впервые попадают под санкции и к давлению со стороны запада привыкли. А, во-вторых, промышленным предприятиям оказывается особое внимание со стороны правительства как нижегородского, так и российского.
– Государство не бросит промышленные предприятия Нижегородской области один на один с санкциями и прекращением сотрудничества с сними со стороны иностранных партнёров, – говорит кандидат экономических наук Леонид Хазанов. – Для ГАЗа остановка производства на нём автомобилей Volkswagen неприятна, но он может получить заказы от государства, например, на поставку машин скорой помощи. «Сокол» выпускает боевые истребители и гражданский самолёт ИЛ-114 – 330, у него нет заказчиков среди иностранных компаний, поэтому ему санкции — как слону укус комара. Даже если он будет их поставлять за границу, его покупатели будут из тех страны, которым вообще нет дела до санкций США и Европейского Союза.
На опыте
То что происходит сейчас, многие сравнивают с 2014 годом, когда за возвращение Крыма по России ударили мощным пакетом санкций. Однако с тех пор многое изменилось. Ситуация показала, насколько наша страна зависит от глобальных рынков. И в многом именно благодаря санкциям Россия в относительно короткие сроки решила проблему продовольственной безопасности, вложившись в развитие сельского хозяйства. Были освоены новые инструменты поддержки бизнеса, которые позволили вывести этот сектор экономики на новую ступень.
И к санкциям нынешнего года, подчеркивают эксперты, в нашей стране готовились.
– Сейчас в отношении России введен беспрецедентный пакет санкций. Но мы знакомы с санкциями с 2014 года, и, так или иначе, страна справлялась с ними – при помощи внутреннего регулирования, – говорит депутат Законодательного собрания Нижегородской области Игорь Норенков. – Сегодня ситуация более сложная: из экономики фактически уходят определенные бренды, технологии, цепочки поставок, то есть ломаются сформированные логистические отношения. В этом, безусловно, есть и положительные моменты, их уже обозначило российское правительство. Исходя из потребностей крупных промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса будут приняты дополнительные меры, но на это потребуется определенное время, чтобы перестроить отношения в экономике. Однако это очень хороший вызов – страна его приняла, и его поддерживает президент.
Толчок в развитии
Один из приоритетов среди отраслей — it-сектор. Когда в 1990‑е годы Россия включилась в мировые рынки, оказалось, что продавать сырьё выгоднее, чем инвестировать в страну, а покупать иностранные технологии проще, чем создавать своё. Но в последние годы ситуация меняется, большое внимания уделяется именно цифровым технологиям.
Сегодня Россия — одна из нескольких стран в мире, которая способная производить собственные микропроцессоры, обеспеченные необходимой защитой от влияния извне. У нас есть свои моноблоки и десктопы. А скоро компания BitBlaze запустит свои ноутбуки, в которых почти вся начинка, в том числе память — российская.
По мнению экспертов, санкции дадут еще один мощный толчок для развития IT. Немалую роль в этом сыграет и Нижегородская область.
– В Нижегородской области обсудили поддержку ключевых отраслей и технологий, которые сегодня необходимы для замещения ушедших брендов. В первую очередь, это поддержка высокотехнологичной отрасли. Здесь Нижний Новгород благодаря построению IT-кластера, которое началось ещё два года назад, имеет значительные конкурентные преимущества. С учётом налоговых каникул и преференций, которые будут иметь IT-компании, создание IT-кластера – очень хороший шанс для Нижнего Новгорода стать «точкой притяжения» уникальных специалистов», – сказал Игорь Норенков.
Денежный вопрос
Что касается финансового сектора, на который обрушился самый мощный пакет, у России, считают эксперты, наконец, появился шанс модернизировать систему.
– Все работали через SWIFT (международная банковская телекоммуникационная система, которая нужна для совершения платежей — прим.Авт), но это не значит что без него нельзя было. Просто это никому не было нужно. А теперь уже сделаем новую более продуманную систему, — подчеркнул экономист Международного фонда «Содействие предпринимательству» Андрей Бунич.
У России есть опыт, собственные технологии и инфраструктура, которую сейчас будут активно совершенствовать.
И когда давление от санкций ослабнет (а оно не может длиться вечно), Россия выйдет на новый виток развития. Нужны ли нам будут те, кто сегодня отвернулся? Большой вопрос.